суббота, 9 февраля 2013 г.

трума 2 адар

Недельные чтения ТорыМораторий на строительствоСуббота, 5 февраля 2011 г. 1 адара-IP 5771 г.Книга «Шмот» («Имена»)Недельный раздел «Трума» («Подношение»)Когда Моше пел песню на берегу моря Суф, празднуя избавление евреев и гибель армии фараона (раздел «Бешалах»), он сказал: «Приведешь их и насадишь их на горе надела Твоего, на месте, которое ты сделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки твои, Владыка!» («Шмот», 15:17). То есть уже в этот момент для Моше понятно, что целью Исхода является прибытие сынов Израиля в Землю Израиля, где будет построен Бейт А-Микдаш Иерусалимский храм.В сегодняшнем разделе заповедь построения Бейт А-Микдаш конкретизируется. Всевышний приказывает через Моше сынам Израиля взять возношение «трума» для строительства. Перечисляются 15 различных материалов, которые входят в это возношение «и сделают Мне Микдаш, и поселюсь Я среди них» («Шмот», 25:8). Странная, несогласованная фраза: «Мне Микдаш поселюсь Я среди них». Значит не в Микдаше! Прав, тысячу раз прав автор псалма: «небеса и небеса небес не могут вместить Его», тем более не вместится Он в сооружение рук человеческих.PЛюбавичский ребе комментирует: «Всевышний хочет поселиться в народе Израиля и в каждом человеке, а Бейт А-Микдаш только инструмент для выполнения этой задачи».P Но постоянный Храм в будущем времени, в Эрец-Исраэль. А решение задачи не терпит отлагательства, мы еще не знаем об этом, но Творец знает о предстоящих сорока годах странствий по пустыне, да и в Эрец-Исраэль только триста лет спустя Иерусалим станет столицей еврейского народа. Ждать нельзя, поэтому сейчас предстоит построить временное сооружение, передвижной Мишкан, построенный так, «как всё, как Я показываю тебя: план Мишкана и план всех инструментов его, и так сделайте» («Шмот», 25:9). И снова загадка: конструкцию Мишкана не «показываю тебе», а в качестве плана Мишкана «показываю тебя»! Ашем демонстрирует структуру души Моше идеального человека, что имеет воспитательное значение для сынов Израиля.Постоянный Храм будет выстроен из камня, поэтому попробуем в конструкцииP Мишкана выделить те инвариантные моменты, которые перейдут в Храм. Понятно, что деревянные столбы, покрытия из шкур, полотняная завеса двора это временная технология. Главный принцип, который воплощается в Мишкане и сохранится в постоянных Храмах, иерерхия структур. Вокруг шатра огороженное пространство или двор (на иврите «хоцер»), образует внешнюю сферу. Внутренняя часть шатра «Выделенное» «Кодэш». Это вторая сфера. Наконец, завеса, расположенная в шатре, отделяет «Выделенное из Выделенного» Кодэш Кодашим. Эта трехчастная иерархия прототип Творения. Она отражает иерархию материального, времени, социума и человеческой личности.В этой иерархии двор самая материальная часть. Здесь хранились дрова и животные, предназначенные в жертву, здесь в особое место собирали пепел с двух жертвенников и остатки от жертвенных птиц, здесь сжигали части жертв «в приятное благоухание Ашем», а части съедали коэны и жертвователи. Здесь складывали черепки глиняных горшков, в которых варилось мясо жертв, и здесь, с помощью специального умывальника, коэны, приходя во двор, очищались от всего грубо-материального, занесенного из внешнего мира.Выделенная часть шатра царство тонких материальных структур. Это свет меноры, это запах благовонных воскурений, это и хлеб предложения, но хлеб этот особого рода: он не черствеет и не плесневеет, это субботняя пища коэнов, т. е. пища, которая выше и чище обычной. Если во двор мог войти любой из народа Израиля, то в шатер только коэны, а в «Выделенное из Выделенного» («Кодэш Кодашим», в русском синодальном переводе «Святая Святых») только главный коэн и только раз в году, в Йом-Кипур. Так, структура Мишкана соответствовала социальной структуре еврейского народа. Время тоже структурировалось. Ежедневные жертвоприношения во дворе, субботняя смена хлебов в шатре, а кульминационная часть службы Субботы Суббот Йом-Кипура проходила в Кодэш Кодашим.И всё это соответствовало иерархии самого человека: от его внешней, материальной оболочки через связанные с материей органы чувств к тончайшим движениям духа, которые позволяют достичь связи с Ашем.Тогда, три с половиной тысячи лет назад, у горы Синай нам была дана возможность жизни в гармонии личности, социума и мироздания, в единстве пространства и времени. После разрушения Храма нам пришлось испытать, что такое «суета и томление духа». Важно, что Храм не был чисто «еврейским гешефтом». Храм оказывал влияние на всё человечество. И его разрушение открыло двухтысячелетнюю эпоху безуспешных поисков смысла жизни и оптимального устройства общества.В 1967 г., отдав в наши руки Храмовую гору, Всевышний дал нам шанс вернуться к принципам, прозвучавшим с Синая. Но призыв рава Горена: «Немедленно строить Храм!» не был услышан. Кризис, в котором находится и еврейский наро

«Еврейская газета» :: Недельные чтения Торы Поиск по сайту / / Недельные чтения Торы

Комментариев нет:

Отправить комментарий